Автомобильный усилитель мощности
на что обратить внимание
Лет десять-пятнадцать назад каждый, кто хотел получить более-менее приличное звучание музыки в автомобиле, должен был потратиться на усилитель для магнитолы - штатные были маломощными и давали много искажений. А стоит ли покупать внешние усилители в XXI веке? Почувствуем разницу.
Давайте вместе зайдем в магазин радиоэлектроники, в котором есть стенд для прослушивания автомобильной аппаратуры, и попросим продавца включить музыку через усилитель. Начнем с радиоприемника, запомним, как он звучит. Теперь подключаем усилитель и снова слушаем. Почувствовали разницу? Нет? Тогда послушаем компакт-диск. Опять не заметили разницы? Да вы не ту музыку поставили - нужно не "попсу", а классику или джаз. Ну вот, наконец-то проявился эффект - стало ясно, что через усилитель музыка звучит немного лучше.
Кстати, условия в магазине, если, конечно, народу немного, более подходящие для прослушивания, чем в машине. Там объем небольшой, много поглощающих и отражающих звук поверхностей, да к тому же двигатель шумит. Поэтому разница в обычном автомобиле "гольф"-класса слышна лишь редким обладателям очень чувствительных ушей. Дело в том, что за последние годы радиоэлектроника шагнула вперед, и в магнитолу стандартного "диновского" размера стало возможным встроить весьма приличный усилитель. На наше счастье, продавец в магазине оказался опытным и включал воспроизведение через дорогие колонки. А если в машине 20-долларовые динамики, то улучшения вы и вовсе не услышите. Так стоит ли огород городить?
Будем наслаждаться!
Да, конечно, штатный усилитель магнитолы уступает по характеристикам отдельному. Ведь в этом последнем используют иные принципы преобразования сигнала, позволяющие снизить искажения до минимума. К тому же в габариты внешнего усилителя можно встроить выходные каскады на малошумных электронных компонентах с большими радиаторами охлаждения - вот вам еще один источник улучшения качества звука. А еще в каждом усилителе есть мощный блок питания, который ни за что не допустит колебаний напряжения и не пропустит помех, возникающих от работы системы зажигания и других приборов автомобиля. Короче говоря, в наше время большинство усилителей практически не создает искажений при воспроизведении музыки, точнее, они значительно ниже того уровня, который воспринимает ухо человека. При этом их мощность может быть в десятки раз больше, чем у штатных усилителей.
Впечатляет? Прекрасно. Если вы решили наслаждаться классикой в машине, то потребуется двухканальный усилитель. И штатные колонки с проводами обязательно придется заменить. А чтобы звуковая картина стала объемной, предстоит потратиться на второй усилитель и пару колонок для задней части салона. В большинстве случаев можно обойтись недорогими аппаратами – по $70 за канал и колонками - по $100 за пару. Итого $480 плюс работа.
Но это еще не все. Необходима дополнительная шумоизоляция салона, иначе рокот мотора, дребезжание панелей кузова, пластика обивки и арматуры дверей сведут на нет все улучшения. Стоимость шумоизоляции, как и прокладка новых проводов, сильно зависит от модели автомобиля и услуг автосервиса – в $300 - 500 можно и не уложиться.
Заметим, что речь сейчас о бюджетном варианте, отнюдь не о концертном зале на колесах. Усилителей для него потребуется не один и не два, а больше. А поскольку при создании таких систем стремятся избавиться от всех, даже незначительных искажений звука, то и усилители используют дорогие. Возможно потребуются звуковые процессоры, специальные подиумы для колонок и обязательно точная настройка с помощью специальных приборов. Наверняка возникнет соблазн смонтировать еще и видео. Все это сложно и дорого - счет пойдет уже на десятки тысяч долларов.
Позаботимся о басах
В общем и целом можно признать, что внешний усилитель в автомобиле нужен лишь редкому аудиофилу с тугим кошельком. За одним единственным исключением. Сабвуфер! Если вы хотите услышать в салоне сочные басы, учтите, что для них дополнительный усилитель абсолютно необходим. Правда, у некоторых сабвуферов уже есть свой, встроенный в корпус, но чаще всего его нужно приобретать отдельно. Можно купить готовый комплект из усилителя, сабвуфера и кабелей или недорогой усилитель в комплекте с проводами, чтобы лишний раз не ломать голову. Впрочем, кабели можно приобрести и отдельно, но это обойдется чуть дороже.
Сабвуферу требуется одноканальный усилитель. Если вы все же хотите включить через усилитель еще пару колонок, нужен трехканальный: по каналу для каждой из них и один для сабвуфера. Можно также использовать схему с двумя или тремя усилителями. Заметим, что довольно часто для сабвуферов применяют двухканальные усилители с так называемым "мостовым" подключением. В этом случае оба канала работают вместе, как один. Мощность при этом увеличивается.
Усилители подбирают по мощности. Сабвуфер должен быть мощнее или таким же, как усилитель. Напомним, что необходимо сравнивать одинаковые значения: максимальную мощность с максимальной, RMS с RMS и т. п. Нас интересуют значения этого показателя при сопротивлении 4 Ом - оно такое у подавляющего большинства автомобильных динамиков, хотя бывают редкие исключения.
Если собрались экспериментировать - подключать к одному каналу сразу несколько динамиков, вспомните, что говорит закон Ома о сопротивлении электрической цепи. Общее сопротивление динамиков не должно быть меньше сопротивления нагрузки усилителя, иначе какой-нибудь из компонентов сгорит.
Обратите внимание
Усилитель должен иметь встроенный частотный фильтр-кроссовер. Он необходим сабвуферу, чтобы отсечь сигнал выше 50-150 Гц. Фильтр можно регулировать, в частности для настройки звуковой картины, таким образом, чтобы не было понятно, откуда исходят басы.
Какой класс выбрать?
В автомобильной аппаратуре используют усилители классов A, AB, C и D. Они отличаются принципами преобразования сигнала. Класс C применяется сейчас очень редко, поскольку такие усилители дают довольно большие искажения. В аппаратах класса D используются цифровые преобразования сигнала (D от слова Digital - цифровой), поэтому они стоят дороже. Все эти сведения нужны рядовым автолюбителям скорее для справки. Ведь на слух (в автомобиле) разница в классах малозаметна - ее улавливают лишь точные приборы.
Примеры моделей
Пятиканальный Helix Dark Blue предназначен усиливать сигнал для четырех широкополосных динамиков и одного низкочастотного, поэтому мощность RMS 4x75 + 1x350 Вт. Дизайнеры постарались сделать красивыми ребра радиаторов охлаждения. Цена $585.
Молодежный бренд Funky предлагает 2-канальный усилитель Illuminator 2.50 мощностью 2x50 Вт за $75. Четырехканальный аналог обойдется в $105.
Двухканальный усилитель бюджетного уровня JBQ 250. Мощность RMS 2x65 Вт, цена - $70.
Шестиканальный усилитель высокого класса Xelics A6 Competition (мощность RMS 6x60 Вт, в мостовом режиме 3x220 Вт) получил престижный титул "Лучший автомобильный усилитель 2011-2012" от Ассоциации европейских журналов по аудио-видео технике. Цена усилителя в Москве $890.
Подведем итоги
Как правило, большинству автолюбителей за глаза хватит штатного усилителя магнитолы, а внешний понадобится лишь при установке низкочастотного динамика. Для недорогого сабвуфера достаточно усилителя бюджетного уровня - двухканальные стоят от $70.
|
Лучшее сочетание вакуумных и полупроводниковых характеристик - однотактный гибридный усилитель звука. Мы не создаём иллюзий, Мы делаем звук живым!
|